• Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    1
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    2
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    3
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    4
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    5
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    6
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    7
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    8
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    9
  • Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти!

    МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
    10

Внеурочные занятия

 

Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Планируя организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС, мы используем имеющиеся в лицее условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.

Целью внеурочной деятельности является формирование единого образовательного пространства лицея с целью повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Лицей предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Внеурочная деятельность отводится на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования реализации основной образовательной программы и составляет не менее 743 часов и не более 1350 часов за 4 года обучения, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Внеурочная деятельность организуется по учебным периодам: четвертям, полугодиям. Отдельные модули проводятся в течение учебного года.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д., которые отличны от организационных форм в классно-урочной системе обучения. Наиболее общими принципами в выборе форм и направлений внеурочной деятельности является добровольность, с этой целью проводится анкетирование обучающихся. По результатам анкетирования формируются разновозрастные группы для посещения занятий внеурочной деятельности. Обучающиеся могут менять модули в течение учебного года.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Образовательное учреждение реализует часы, отведенные на внеурочную деятельность в каникулярное время, когда используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления во время тематических лагерных смен, в летних школах, создаваемых на базе ОУ.

Нормативно-правовой базой внеурочной деятельности являются:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный стандарт общего образования начального общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» №373 от 06.10.2009 г. (в ред. № 241 от 26 ноября2010 г., № 357 от 22 сентября 2011 г.);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 24.11.2011г. №МД -1552/03);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993);
  • Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Устав образовательного учреждения МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова»
  • Договоры о сотрудничестве МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» и организаций дополнительного образования детей.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

Основные направления

Виды деятельности

Организационные формы

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Проектная деятельность

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Техническое творчество

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Экскурсии, кружки, объединения, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, летнее оздоровительное учреждение с дневным пребыванием на базе лицея

В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность в МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» осуществляется через:

  • внутришкольную систему дополнительного образования (организация кружков, спортивных секций; научных обществ учащихся)
  • образовательные программы организаций дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • классное руководство (классные часы, акции, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность учителей-предметников вне рамок учебного плана (учебные экскурсии, индивидуальные занятия, подготовка к конкурсам, репетиции, проведение семинаров, онлайн занятия);
  • деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения лицея, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в МКОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» выбрана и реализуется инновационно-образовательная модель, которая предусматривает разработку, апробацию, внедрение новых образовательных программ, тесную связь с учреждениями дополнительного профессионального образования, учреждениями профессионального образования, муниципальными методическими службами. Наша модель опирается на деятельность инновационной региональной площадки по введению ФГОС НОО с 2009, введению ФГОС ООО с 2014 года. На базе учреждения второй год функционирует ресурсно-методический центр системы муниципальной методической службы.

Органы государственно-общественного управления школой включают структуры, которые являются важной составляющей модели внеурочной деятельности: Центр управления исследовательской и проектной деятельностьюобучающихся в условиях сетевого взаимодействия с социальными партнерами и школами-спутниками; Координационный совет РМЦ.

Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности:

Социальное направление:

«Молодёжный клуб РГО» (археология, краеведение, география, экология), модули «Разговор о правильном питании», «Введение в экономику», традиционные школьные мероприятия и акции, сотрудничество с социальной сферой.


Молодёжный клуб РГО


Молодёжный клуб РГО


Акция «Всероссийский экономический тест»


Акция «Мы помним о Вас»

Акция «Забота»

Спортивно-оздоровительное направление:

  • Модули «Здоровейка», «Здоровым быть здорово», «Шахматная школа», «Школа мяча», «Веселый мяч», «Юный баскетболист», «Настольный теннис», «Компас», «Спортивные игры», «Общая физическая подготовка», «Меткий стрелок»;
  • Организация походов, экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований;
  • Проведение бесед по охране здоровья;
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
  • Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе лицея.
     

Соревнования по настольному теннису
День призывника. Химзащита


Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»


Сборная юношей, занявшая 1 место в районных соревнованиях по баскетболу


Сборная девушек, занявшая 3 место в районных соревнованиях по баскетболу


Команда лицея, занявшая 3 место в районных туристических соревнованиях


Районный семейный квест


День здоровья «Дружная семья»


День здоровья «Дружная семья»


Флешмоб «Здоровье – это жизнь!»


Соревнования по стрельбе


Конкурс газет «Мы за ЗОЖ!»


Классный час «Как победить дракона или удержаться от вредной привычки»


Урок здоровья


Классный час «Формула здоровья»


День коллективного отдыха детей и родителей


День коллективного отдыха детей и родителей

Общекультурное направление:

  • Вокальный ансамбль «Фантазия», сольное пение «Мелодинка», театр «Петрушка», Школьное телевидение;
  • Классные часы по плану воспитательной работы классного руководителя (еженедельно);
  • Культурно-массовые мероприятия, конкурсы.


Выступление ансамбля «Фантазия»


Театр «Петрушка» – победитель районного конкурса, посвящённого творчеству С.В.Михалкова.
Спектакль «Как медведь трубку нашёл»


Фестиваль «Юбилей зажигает таланты»


Школьное телевидение на КТД «Широкая масленица»


«Театральная весна»

Общеинтеллектуальное направление:

  • Модули «Знаника», «Умники и умницы», «Эрудит» (школа математика), «Занимательная математика», «Занимательный русский язык», «Весёлая грамматика», «Учим английский, играя», «Родной язык»; «За страницами учебника математики», «Занимательная математика», «Избранные вопросы математики», «История на «5», «Литература на «5», «Русский язык на «5», «География на «5», «Биология на «5», «К тайнам слова», «Лингвистические грамотеи», «Юный филолог», «За страницами учебника английского языка».
  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Общешкольные акции, тематические викторины, конкурсы, диагностика, тренинги,
  • Консультации, интеллектуальные марафоны.


Внеурочное занятие по математике в 9 классе. Интеллектуальная игра


Внеурочное занятие «Учим английский, играя»


Внеурочное занятие «Биология на «5»


«Занимательная математика» в 5 классе


Библиотечный урок «Чтобы радость людям дарить»

Духовно-нравственное направление:

  • Модули «Учимся любить книгу», «Литературная гостиная», «Детская риторика», «Школа этикета», «Школа развития речи», «Юный репортёр», Школьная фотостудия.
  • Конкурсы, викторины по основам православной культуры и светской этики, традиционные школьные мероприятия, классные часы, КТД, акции.
  • Диагностика, тренинги.


Верстка газеты – ответственное дело. Без дискуссий не обходится


Актив редакции газеты «Большая перемена» за обсуждением нового выпуска газеты


Работа фотостудии «Фокус-мокус»


Час общения «Умеем ли мы понимать друг друга»


Классный час «О дружбе»

Проектная деятельность:

  • Модули «Секреты окружающего мира», «Наш край», «Я познаю мир», «Страна мастеров» историческое моделирование), «Глобус», «Химический калейдоскоп», «Робототехника», «Основы 3D моделирования», «Изучаем родные просторы», «Прикладная физика»;
  • Работа над внутриклассными и внутришкольными проектами, участие в региональном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России» в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России».


Внеурочное занятие «Наш край»


Внеурочное занятие «Страна мастеров»


Внеурочное занятие «Страна мастеров»


Изделия (ловец снов) «Страны мастеров»


«Страна мастеров» представляет


Внеурочное занятие «Прикладная физика»


Модель для изучения реактивного движения


Работа над воздушным шаром


Работа над парашютом ракеты


3D-моделирование. Проект «В гостях у сказки» – победитель выставки фестиваля «РОБОАРТ»


3D-печать деталей проекта «В гостях у сказки»


3D-моделирование. Проект «Необычные механизмы» – победитель выставки фестиваля «РОБОАРТ»

  
Модели, выполненные 3D-ручкой


Команда лицея – призер районной выставки «Фантастический мир LEGO»


Команда лицея – призер районной выставки «Фантастический мир LEGO»


Призеры зонального фестиваля «РобоМир». Конкурс «Сборка Legj WeDo»

 
Зональный фестиваль «РобоМир». Конкурс «Траектория»


Зональный фестиваль «РобоМир». Призеры конкурса «Кегельринг»


Социальный проект учащихся 1 класса «Витамины для столовой»


Защита проекта «Героям освободителям посвящается» 

Защита проекта «Памятные места воинской славы Россошанского района»

Важное место во внеурочной деятельности занимает такая неурочная форма, как интеллектуальный марафон. Он проводится как итоговое мероприятие работы учреждения по определённой теме, во время которого проводится проверка полученных знаний: «Этих дней не смолкнет слава!», «Отчизны верные сыны», «Россошь – населённый пункт воинской славы», «Путешествие в страну Литературию». В них принимают участие учащиеся 1-11 классов.


Интеллектуальный марафон «Путешествие в страну Литературию»


Интеллектуальный марафон «Россошь – населённый пункт воинской славы»


Интеллектуальный марафон «Этих дней не смолкнет слава»

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором, осуществляет учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью в Журнале неаудиторной занятости обучающихся. Это позволяет отслеживать индивидуальный маршрут каждого ребёнка и просчитать количество часов внеурочной деятельности, которое он посетит за год.

Журнал неаудиторной деятельности учителя содержит следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИО учащихся, содержание и форма проведения занятия.

Для проведения занятий внеурочной деятельности в учреждении имеются необходимые ресурсы: предметные кабинеты, кабинеты профильного обучения, компьютерный класс,3D площадка и 3D принтер, медиацентр и минитипография, лаборатория PASCO, робототехнические модули, цифровая лаборатория проектно-исследовательской деятельности, цифровая фотолаборатория для работы школьного телевидения и фотостудии.

Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников. Она осуществляется в соответствии с учебным планом дополнительного образования, образовательными программами. Обучающиеся нашего лицея с удовольствием участвуют в неурочных занятиях; имеют возможность посещать детские творческие объединения и спортивные секции; посещают учреждения дополнительного образования. Занятия внеурочной деятельности, проводимые на базе лицея, – это модули, усиливающие предметную составляющую и модули по интересам и потребностям обучающихся, направленные на социализацию обучаемых.

Нелинейное динамическое расписание составляется администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Внеурочные занятия выделены цветами по шести направлениям. Они представлены модулями, которые являются продолжением учебных курсов и модулями, удовлетворяющими индивидуальные интересы и потребности обучающихся. «Внеурочка» проводится на 4,6,7,8 уроках. Время 4 урока – это в основном модули – продолжение учебного курса. Математика и русский язык являются обязательными для посещения учащимися. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Модули могут быть рассчитаны на четверть, полугодие. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения в течение учебного года.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием выступает школьное научное общество «Эврика», которое включает в себя:

  • Клуб юного археолога;
  • Клуб юного математика;
  • Клуб юного химика-биолога;
  • Клуб юного лингвиста;
  • Клуб юного географа;
  • Спортивный клуб «Юниор».

Итоговой формой представления результатов работы НОО является научно-практическая конференция «Шаг в науку», которая проводится 1 раз в год в апреле.


Научно-практическая конференция «Шаг в науку»


Защита проекта «Реактивное движение»

На базе нашего учреждения проводятся межмуниципальные научно-практические конференции «Наше наследие» с привлечением социальных партнеров и школ-спутников.


Школа юного исследователя


Школа юного исследователя

16 марта на базе Подгоренского лицея имени Н.А. Белозорова Россошанского района прошел межмуниципальный научно-практический сбор «Школа юного исследователя» по направлениям «География» и «Экология», в работе которого приняли участие более 170 учащихся и 24 педагога из 20 образовательных учреждений Россошанского района, представители 3-х школ Верхнемамонского и Кантемировского районов, а также студенты и преподаватели Россошанского филиала «Губернского педагогического колледжа» и «Воронежского экономико-правового института.


На сборе «Школа юного исследователя»


Команда лицея – призер национального чемпионате корпораций «Junior Skills» в Сколково


Дипломант Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе

В реализации плана внеурочной деятельности участвуют и наши социальные партнёры.

Согласно заключённым договорам, нашими социальными партнёрами в реализации плана внеурочной деятельности являются:

  • Воронежское отделение «Русского Географического общества»;
  • ГБУ ВО «Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания»;
  • Гуманитарный факультет Воронежского государственного педагогического университета ГОБУ;
  • СПО «Россошанский педагогический колледж»;
  • МКУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа;
  • МКОУ ДОД Станция юных натуралистов (СЮН);
  • МКОУ ДОД Станция юных техников (СЮТ);
  • Спорткомплексы «Химик» и «Строитель»;
  • МКУ спортивно-оздоровительный комплекс «Ледовый дворец»;
  • МКУК Межпоселенческая библиотека Россошанского муниципального района им. А.Т. Прасолова;
  • ФЛ КУВО «Лесная охрана».


Овчаренко М.В. (в центре) – руководитель Молодёжного клуба РГО


Посещение спортивно-оздоровительного комплекса «Ледовый дворец»

 
 
Сотрудничество с МКУК Межпоселенческая библиотека
Россошанского муниципального района им. А.Т. Прасолова

Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для учащихся на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.

При организации внеурочной деятельности появляется множество проблемных вопросов. Но наша главная задача – превратить лицей в мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. И если ребёнок делает выбор, раскрывается как личность – это значит, что внеурочная деятельность стала полноценным воспитательным и образовательным пространством.